Персональный сайт воспитателя

МАДОУ "Детский сад № 453" г. Нижнего Новгорода

Фисейской Елены Викторовны

Алгоритмы как помощь в освоении культурно-гигиенических навыков

 

 

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыком начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расческа с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щетка, носовые платки, щеточка для мытья ногтей, мочалка для тела.

Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:

· мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;

· умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;

· принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом – и перед дневным сном;

· мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);

· подмываться перед сном и после сна, если проснулся мокрым;

· полоскать рот после приема пищи (с двух лет);

· пользоваться зубной щеткой (с двух лет);

· пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);

· пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора - двух лет);

· ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);

· не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего детства);

· мыть ноги перед сном.

Для проведения гигиенических процедур с ребенком создайте все необходимые условия:

· разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз!) ребенка;

· подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;

· прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа;

· положите в ванной коврик (решетку), чтобы ребенок не поскользнулся.

Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер куска мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке.

Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т.п.).

Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

        

Учим умываться:

1.Завернуть рукава одежды ребенка.

2.Проверить температуру воды.

3.Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. ( Можно поиграть: "Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки?»).

4.Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.

5.Вымыть лицо, называя каждую его часть.

6.Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха.

7.Еще раз обмыть водой руки ребенка.

8.Закрыть воду.

9.Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.

10.Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются. 

11.Предложить посмотреть в зеркало: "Вот какой ты стал чистенький и красивый!" .

Организация умывания проводится постепенно, небольшими группами детей. При умывании взрослый называет все действия, которые происходят перед глазами ребенка: ( "Это водичка. Вот как бежит водичка! Какая водичка? Теплая, прозрачная, быстрая, ласковая. Это мыло. Какое мыло? Красивое, гладкое, скользкое. Ой, ой! Хочет убежать. Нет, мы не дадим тебе, мыло, убежать!"). При мытье рук можно разрешить малышу немного поиграть с водой: поймать воду рукой, пошлепать себя по мокрым щекам. Воспитатель разъясняет малышам правила поведения в умывальной комнате: не толкаться, не шуметь, не мешать другим, не задерживаться подолгу у крана, не разбрызгивать воду, поддерживать порядок и чистоту, после мытья рук сразу же закрывать воду и ни в коем случае не оставлять краны открытыми. Нормы поведения раскрываются на конкретных фактах: «Надя, отойди от Саши, не стой так близко около него, ты мешаешь ему умываться». Или: «Вася, не стой так долго у раковины. И Сережа хочет умыться, и Олечка».

 

Учим пользоваться полотенцем:

1.Снять полотенце с крючка.

2.Положить его на одну руку, затем спрятать под него вторую руку.

3.Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, прижимая, касаться каждой части лица.

4.Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.

5.Вытереть вторую руку.

Все действия следует сопровождать оживленным разговором с малышом. А в конце, предложив показать ручки и пальчики зайке, мишке, спросить: "Какие теперь ручки?" Ответить: "Сухие, чистые!" Затем прочитать потешку "Мальчик-пальчик". При чтении потешки побуждать малыша показывать поочередно каждый пальчик.

 

Учим пользоваться расческой:

1.Знать свою расческу и место, где она лежит.

2.Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.

3.Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.).

4.Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания ("Я сам!").

5.Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно - отобразительной игре.

6.Исключить возможность пользования чужой расческой.

 

Учим пользоваться зеркалом:

1.Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду и т. д.).

2.Учить спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками. 

3.Подводить малыша к зеркалу, обращать его внимание на чистоту одежды и лица.

 

Учим пользоваться носовым платком:

1.Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.

2.Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.

3.Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п. 4.Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью).

5.Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман. 6.Обращать внимание на чистоту носового платка.

 

Учим пользоваться горшком:

1. Предложение воспользоваться горшком должно совпадать с естественной потребностью ребенка. Лучше это делать перед прогулкой, перед сном и после него, если ребенок проснулся сухим.

2. Физиологическая потребность, как правило, возникает у малыша через 20-30 минут после еды. Учитывая это, можно предложить ребенку сесть на горшок до еды, но не сразу после еды.

3. Как только малыш оказался мокрым, следует обратить на это его внимание и немедленно сменить штанишки на сухие. Ребенок должен ощутить разницу. 4.Проследите, чтобы ребенок «не проваливался» в горшок. Края горшка должны быть теплыми и сухими.

5.Ребенку следует напоминать о возможной потребности, даже когда он не подает вам «сигналов».

6. Взрослый должен стараться уловить момент наивысшей потребности ребенка и добиться положительного результата именно в этой ситуации. Можно считать, что такая ситуация – начало и конец ваших проблем: малыш теперь будет предвосхищать ее сам! Порадуйтесь, покажите, что вы довольны, похвалите его! И ребенок будет повторять и повторять такие «желанные» для вас процедуры.

7. Следует знать, что опорожнение кишечника у малыша возникает раньше (если есть потребность), чем мочеиспускание. Желательно приучить его опорожнять кишечник с утра.

8. Не следует держать малыша на горшке более 5 минут. 

9. Не оставляйте ребенка на горшке одного, без присмотра. Он еще слишком мал, чтобы вы могли положиться на его благоразумие и самостоятельность.

Детей второго года жизни обязательно высаживают на горшок при выходе на прогулку и возвращении с нее, перед сном и после пробуждения (если ребенок встал сухой). Детям третьего года жизни, не настаивая, начинают предлагать посетить туалетную комнату после прогулки, перед обедом и после сна.

 

Учим кушать:

1.Держать ложку в правой руке, а хлеб в левой.

2.Пищи на ложку брать немного, хлеб откусывать небольшими кусочками. 3.Слегка наклоняться над тарелкой.

4.Опускать ложку в тарелку плавно, не стуча о край. 

5.Во время еды не спешить, не отвлекаться, не играть столовыми приборами, не набивать рот и не разговаривать при этом .

6.Не выходить из-за стола, не закончив прием пищи.

7.Говорить «спасибо».

 

 

Учим сидеть за столом:

1.Спину держать прямо, не откидываться на спинку стула .

2.Локти слегка прижать к туловищу и не ставить их на стол.

3.Запястьями коснуться края стола.

4.Ноги поставить вместе.

5.К столу вплотную не придвигаться, между столом и ребёнком расстояние с кулачок.

6.За стол нужно садиться в опрятном виде, с чисто вымытыми руками.

Обучать детей питаться самостоятельно необходимо с одного года. В это время нужно следить за ребенком: сколько пищи он набирает; как открывает рот; как кладет в рот ложку; не спешит ли он. Докармливать ребенка можно своей ложкой (но есть хлеб он должен самостоятельно). Посуда должна быть удобной для самостоятельной еды: достаточно большие тарелки, ложки типа десертных, устойчивые легкие чашки с широким дном и удобной ручкой. Используйте совместное действие, обучая ребенка держать ложку, брать ею пищу и т.д. Возьмите его ручку в свою и выполняйте нужное движение, пусть малыш почувствует его «рисунок». При этом приговаривайте: «Вот как Мишенька сам ест... пьет из чашки». Малыш второго года жизни еще не может удерживать ложку тремя пальцами (как взрослый) - эта комбинация пальцев еще недоступна ему, поэтому покажите, как держать ложку за черенок, обхватив его ладонью сверху посередине. Удачно подобранная потешка помогает во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, когда читаешь потешку, начинают есть с удовольствием. Использование потешек во время кормления помогает научить самостоятельно есть разнообразную пищу.

 

Учим раздеваться и одеваться (при укладывании на сон и подъеме):

1. Расстегнуть пуговицы (кнопки). (Для того чтобы поддержать активность малыша при раздевании, следует предварительно расстегнуть ему пуговицы на рубашке, развязать пояс и т.п.)

2. Снять брюки (платье, шорты, юбку).

3. Аккуратно повесить на спинку стула.

4. Снять рубашку(футболку ,блузку) и аккуратно её повесить на брюки(шорты ,юбку).

5. Снять обувь.

6. Снять колготки (носочки), повесить на рубашку (платье, футболку, блузку). 7. Надеть в обратной последовательности.

 

Учим снимать колготки:

1.Стоя около стульчика спиной к сиденью, двумя руками держась за резинку, малыш спускает их ниже колен.

2.Садится на стул.

3. Берется одной рукой за пятку, а другой за носок чулка (вы, конечно, рассмотрите с ним, что на колготках есть пятка и носок).

4. Тянет поочередно чулки вниз.

5. Положить колготки на сиденье стула резинкой к краю и одним швом вверх (или резинкой к спинке стула и двумя швами вверх)

 

Учим одевать колготки:

1.Взять их двумя руками за резинку (не вертя в руках, то левый чулок окажется обязательно у левой ноги, а правый у правой).

2.Сесть на стульчик.

3.Теперь смело можно всовывать поочередно ноги в чулки, ошибок не будет. («Каждую ножку в домик свой поселим»).

 

Учим снимать обувь:

1.Ноги в обуви поставить вместе.

2.Наклонясь, развязать шнурки (отстегнуть застежку, липучку).

3.Ноги поочередно вынуть из обуви и поставить рядом с обувью так, чтобы обувь оказалась между ступнями ног.

Во время раздевания ребенка воспитатель и младший воспитатель одновременно следят за несколькими детьми: одному помогают, другому подсказывают с чего начать раздеваться, третьему предлагают обратиться за помощью к товарищу и т.п. Взрослые должны постоянно побуждать детей к самостоятельности. При организации одевания и раздевания детей воспитатель должен использовать этот процесс не только для воспитания умений и навыков, но и формировать правила поведения: не отвлекаться игрой; аккуратно убирать одежду; помогать товарищам; развивать ориентировку в окружающем, знакомить с различными качествами и свойствами предметов, обогащать словарь и т.д. Спокойно засыпающих детей надо укладывать первыми, а кто проявляет активность – последними. Возбужденного ребенка следует, прежде всего, успокоить, а потом укладывать спать. Малышей учат соблюдать в спальне тишину. Воспитатель, освободившись от укладывания детей, может быть около того ребенка, который сам долго не может заснуть. Для быстрого засыпания детей целесообразно использовать приговаривание потешек, напевание колыбельных песенок. Во время сна в спальне обязательно должен находиться взрослый.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к самостоятельности.

Дата последнего обновления страницы 08.11.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»