Цель: способствовать интересу педагогов к созданию своеобразных условий для привития культурно-гигиенических навыков и привычек младших дошкольников через ознакомление с фольклором.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста можно эффективно решать с помощью фольклора. Особенно актуальна эта проблема в раннем возрасте, так как этот период является наиболее благоприятным для их развития, именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Необходимо как можно чаще и эмоциональнее при проведении режимных процессов использовать художественное слово - различные стихи и потешки, подходящие к действиям. Один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором – принцип познавательной выразительности. Достигнуть его можно эмоциональной выразительностью. Именно с помощью эмоционального изложения текста, поддерживается внимание детей.
Рассказывая потешки, нужно использовать на первых порах наглядность, объяснять значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Для того, чтобы малышам было легче запоминать потешки и одновременно повышать уровень овладения навыками, можно сопровождать их рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, а также игр. Одним из главных приемов наглядности является прием инсценировки произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы. Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, почувствовать свое отношение к нему, можно использовать «живые картинки». Например, при чтении потешки «Расти коса до пояса» предложить показать, как мама бережно, осторожно причесывает, как ласково приговаривает при этом. При последующих повторениях потешки эти действия уже сопровождают текстом.
Важную роль в заучивание потешек играет ритм, участие рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает. С маленькими детьми можно работать следующим образом: взять руки ребенка в свои, хлопать ими в ладоши, в такт, разводить в стороны, поднимать на голову ребенка. Впоследствии дети сами выполняют движения под речевое сопровождение.
Целесообразно проводить игры - упражнения, сопровождая их соответствующими потешками и присказками, которые помогают воспитателю выравнивать уровень овладения навыками каждым ребенком. Воспитатель показывает каждому малышу имитирующие действия с реальными предметами (расчески, носовые платки, столовые приборы зеркало, картинки, фотографии и т.д.), которые в воображаемой ситуации помогают малышам в освоении практических действий в жизненно важных режимных процессах. Чтение потешек, сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. Спокойный, слегка игривый тон, выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость. Показанные и освоенные действия в результате постоянных упражнений в повседневной деятельности перерастают в устойчивые навыки культурного поведения. В дальнейшем эти навыки дети начинают использовать в самых разнообразных ситуациях.
Малыши осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность. Во время кормления куклы приговаривают «Каша вкусненька, дымится, Катя кашу есть садится», «Кто у нас любимый самый? - Ложку первую за маму». Во время игры в парикмахерскую можно услышать: «Тебе не больно? Я волосы в ряд причешу, коса вырастет до пояса». Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость. Ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивают малыша на взаимодействие. Потешки делают процесс формирования навыка более привлекательным. Ими можно сопровождать любые действия малыша.
В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.