Персональный сайт воспитателя

МАДОУ "Детский сад № 453" г. Нижнего Новгорода

Фисейской Елены Викторовны

Конспекты дидактических игр по развитию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста 

 

 

 «Рассматривание одежды куклы Кати»

Цель: Уточнять представления детей об одежде, назначении вещей.

Задачи:

Образовательные:

- Учить детей запоминать последовательность одевания на прогулку;

- Обучать детей в процессе игры правильно одеваться и раздеваться.

Развивающие:

- Развивать навыки о назначении вещей;

- Развивать звуковую культуру речи (пальто, кофта, брюки, носки, сапоги).

Воспитательные:

- Закреплять последовательность одевания одежды.

Материалы и оборудование: кукла, коробка, одежда для куклы.

 

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в гости пришла кукла Катя! Скажем Кате

«Здравствуй Катя!» (дети здороваются с куклой. И кукла Катя тоже здоровается с детьми).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, Катя с собой принесла какую-то коробочку.

Катя, а что у тебя в коробочке? (Воспитатель наклоняет куклу к себе, как будто она ей что-то говорит). Ребята, мне Катя сказала, что у нее там одежда и просит нас разобраться  и помочь ей одеться на прогулку.

(Воспитатель достает пальто) Дети, это пальто (воспитатель просит повторить детей, дети называют его, припоминают названия его деталей (воротник, рукава, пуговицы). Дети, какого цвета пальто? (дети самостоятельно называют или повторяют за воспитателем цвет пальто). Правильно, ребята, пальто красного цвета. Давайте все вместе повторим (дети повторяют за воспитателем).

Затем воспитатель просит кого-нибудь из детей достать из коробочки шапку. Это шапка. Какого она цвета? (дети отвечают - красная). Правильно, ребята, шапка красного цвета.

Давайте все вместе повторим (дети повторяют за воспитателем).

Воспитатель: Ребята, а куда мы с вами одеваем шапку? (дети отвечают). Посмотри Катя, какая красивая шапка.

Затем воспитатель по очереди просит детей достать из коробки кофту. Что, это? (ребёнок отвечает) Какого цвета кофта? (дети отвечают - синего). Правильно, кофта синего цвета.

Давайте все вместе повторим (дети повторяют за воспитателем). Воспитатель просит достать ребёнка из коробки брюки. Что это? (ребёнок отвечает) Какого цвета брюки? (дети отвечают – зелёного). Правильно, брюки зелёного цвета. Давайте все вместе повторим (дети повторяют за воспитателем). Далее воспитатель просит достать из коробки носки, сапоги.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько вещей у Кати. Это все называется одежда. И кофта, и пальто, и брюки, и носки - это все одежда.

Далее Катя начинает собираться на прогулку.

Воспитатель: Давайте поможем Кате одеться на прогулку. Она хочет пойти погулять.

Ребята, Катя хочет сначала одеть пальто, правильно ли она делает? Как вы думаете?

Посмотрите на вещи.

Дети: нет.

Воспитатель: Правильно, ребята, сначала надо надеть кофточку, брюки, носки и сапоги.

Воспитатель: Давай Катя одень брюки (одеваем), одевай Катя кофту (одеваем), одевай Катя носки (одеваем).

Ребята, посмотрите, что же это такое?

Дети: сапоги.

Воспитатель: А сапоги у нас что? (сапоги - это обувь).

Куда мы их надеваем? (на ноги). Правильно, молодцы!

Что же у нас еще осталось? (пальто).

Вот Катя у нас уже оделась. Она готова к прогулке. Молодцы ребята, вы помогли Кате одеться.

Куклу выносят в раздевалку.

 

 

 «Кукла Катя умывается»

Цель: Уточнить представления детей о принадлежностях для умывания (мыло,

полотенце).

Задачи:

Образовательные:

- Учить брать мыло, намыливать руки, смывать мыло водой, вытирать руки полотенцем;

способствовать запоминанию алгоритма умывания.

- Продолжать учить понимать речь взрослого и выполнять его просьбы, произносить несложные звукоподражания; способствовать запоминанию названий туалетных принадлежностей.

Развивающие:

- Вызвать радостное, эмоциональное настроение от общения. Создать атмосферу

спокойствия и безопасности.

- Развивать сенсорные ощущения (осязание, слух), внимание, двигательную активность.

Воспитательные:

- Воспитывать аккуратность, чистоплотность.

Предварительная работа: чтение потешек, рассматривание иллюстраций, игры с куклой.

Материал: Кукла, таз, вода, мыло, полотенце.

 

Ход игры:

Воспитатель вносит куклу. Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? Это кукла Катя. Посмотрите, какая она красивая, какое у неё красивое синее платье, белые носочки, туфельки, и красивый красный бант. (Дети рассматривают куклу).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие у Кати грязные руки. Ребята, да у неё и нос грязный и щёки. Ребята, что случилось с нашей Катей? Она, наверное, утром забыла умыться. Надо умыть нашу Катю, помыть ей руки и лицо.

Для этого нам понадобится таз с тёплой водой, полотенце и мыло. (Воспитатель показывает детям приготовленные предметы)

Далее воспитатель предлагает вниманию детей рассказ, сопровождая его

действиями: Надо умыть Катю. Наливаем в тазик тёплой водички, мочим Кате руки, затем берём мыло и намыливаем Кате руки.

Тёплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

Посмотрите, какие белые рукавички получились у Кати на ручках. Опускаем ручки в воду и смываем мыло. Вытаскиваем ручки, вот и нет рукавичек. Теперь набираем воду в ладошку и умываем Кате лицо.

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Посмотрите, ребята, какая Катя стала чистая и красивая. Теперь берём полотенце и вытираем Кате лицо и ручки.

Полотенце мы берём

Ручки насухо протрём,

Вытираем глазки, щёчки

Чтоб сухою стала дочка.

Теперь наша Катя стала чистенькая. Посмотрите, у неё чистые ручки и чистое личико.

Катя очень рада и приглашает вас потанцевать. Давайте вместе с Катей потанцуем.

Физминутка.

Детки с Катей громко топают,

Вот как топают, посмотри.

И в ладоши громко хлопают,

Вот как хлопают, раз, два, три.

Кате весело, Кате весело,

Вертит Катя головой.

Деткам весело, очень весело,

Вот как весело, ой, ой, ой!

Воспитатель: А теперь давайте покажем Кате, как мы с вами умеем мыть руки. Подходим к крану. Я открываю водичку. Ребята, берём мыло, намыливаем руки и делаем белые рукавички, затем смываем мыло водой и насухо вытираем руки полотенцем. Молодцы, ребята, вы всё правильно сделали.

Воспитатель: Молодцы, ребята, научили Катю мыть руки. Пойдёмте вместе с Катей поиграем.

 

  «Кукла Катя приглашает гостей на чай»

Цель: Закрепить знания детей о предметах посуды.

Задачи:

Образовательные:

-упражнять детей в названиях предметов, знать их назначение, ввести понятие «Чайная посуда»;

- научить накрывать на стол к чаю;

Развивающие:

- активизировать словарь по теме;

- развивать речь и мышление детей, умение сравнивать и обобщать по существенным признакам, выражать словом свои впечатления, желания.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к игрушкам.

Предварительная работа: «Напоим куколку Катю чаем»

Планируемые результаты: принимает участие в игровой ситуации «Кукла Катя

приглашает гостей на чай», отвечает на вопросы, проявляет активность при выполнении простейших действий, развивать желание ежедневно заботиться о кукле.

Материалы и оборудование: приглашение, кукла в нарядном платье, чайная посуда, угощение, подарки (телефон, мяч, чашка, цветы), разрезные картинки.

 

Ход игры:

Раздаётся стук в дверь. Воспитатель открывает дверь. Ребята, это почтальон приходил и принёс нам письмо.

Воспитатель: Ребята, давайте прочитаем телеграмму. Здесь написано, что Катя приглашает всех друзей на чай. Ребята, вы согласны пойти в гости к Кате? (Да)

Ребята, в гости нужно идти с подарками. Посмотрите, я принесла коробку с игрушками. Давайте каждый из вас подойдет к ней и возьмет по игрушке, которая ему понравится. (Дети выбирают игрушки) Ну что, ребята, выбрали игрушки? (дети отвечают) Ну тогда отправляемся в путь.

Дети подходят к домику. Воспитатель стучит в дверь и спрашивает: «Дома ли Катя? К ней гости пришли» (Выходит Катя)

- Здравствуйте, как я рада вам!

- Здравствуй, Катя!

- Мы тебе принесли подарки. (Дети раздают подарки. Катя благодарит их)

Куколка Катя приглашает детей в дом.

Воспитатель предлагает детям помочь Кате накрыть стол. Сначала на стол надо постелить скатерть. Постелите, пожалуйста. (Дети стелют скатерть на стол)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой красивый у Кати чайник. Надо помочь Кати налить в него воды. Воспитатель просит одного из детей открыть кран и налить воды. (Наливает)

Теперь надо поставить чайник на плиту. Воспитатель просит одного из детей поставить чайник на плиту, и пусть греется вода. (Выполняет действие)

Ребята, а из чего пьют чай? (Из чашек). Воспитатель просит детей взять с полки чашки и поставь на стол перед гостями (дети выполняют).

Ребята, а что надо поставить под чашки? (Блюдца) Воспитатель просит детей найти блюдца и поставь под чашки.

Ребята, а это вот сахарница, в неё накладывают сахар (воспитатель показывает сахарницу)

А чем мы будем накладывать сахар в чашки? (Ложками)

Воспитатель: Ребята, чай готов кукла Катя приглашает всех к столу.

Воспитатель (читает текст)

Мы все чашки соберем,

Мы все ложки соберем,

Вместе с Катей мы сидим за столом,

Скоро чай мы попьем с сахарком,

И сыграем и споем мы потом!

Воспитатель: «Ребята, какой вкусный чай приготовила Катя». (Дети поблагодарили куколку Катю за чай и пригласили ее на танец)

Дети танцуют с куклой Катей.

Воспитатель. Ребята, нам пора прощаться с куклой Катей и возвращаться домой в детский сад. Дети прощаются с куклой, благодарят за чай.

 

 «День рождение куклы Кати»

Цель: Продолжать обогащать содержание игр. Способствовать объединению детей для совместных игр.

Задачи:

Образовательные:

- Знакомить детей с правилами сервировки стола, с правилами поведения за столом,

знакомим детей со столовой посудой

Развивающие:

- Развивать игровые умения и навыки;

- Формировать предпосылки правильно находить и отбирать посуду для чаепития,

обогащать словарный запас-чашка, блюдце, сахарница, салфетки.

Воспитательные:

- Воспитываем желание соблюдать нормы поведения за столом, уважительное отношение друг к другу

Предварительная работа: празднование день рождения детей в группе, пение песен- «каравай», «уж я Танюшке пирог испеку», «день рождение» и др., игры-хороводы, подвижные игры, рассматривание сюжетных картинок.

Оборудование: чайная посуда, скатерть, кукла в нарядном платье, игрушки (мишка, заяц, бочонок с медом, морковка. Можно использовать предметы-заместители.

Методы и приемы: сюрпризный момент.

Показ воспитателем игровых действий и участие в игре, обеспечение игровым

материалом, привлечение иллюстративного материала и худ. литературы.

 

Ход игры:

Воспитатель говорит, что у куклы Кати сегодня день рождения, и она приглашает в гости.

Советует детям подумать, что они подарят Кате, чем порадуют её. Подсказывает, что они могут прийти в гости с мишкой и принести бочонок мёда или с зайкой, который подарит Кате вкусную сладкую морковку. Затем воспитатель предлагает детям помочь Кате красиво накрыть стол для гостей,

приготовить чай, а сам печёт пирог, приговаривая:

Уж Катеньке пирог испеку,

Уж я доченьке румяненький.

На нём корочка пшеничная,

А начиночка яичная,

А помазочка медовая.

(Русская народная песня «Уж я Танюшке пирог испеку»)

Дети собираются на день рождения, по совету воспитателя один из детей берёт, например, мишку и говорит, что Мишка несёт Кате в подарок мёд и большую шишку.

Кукла радостно встречает гостей, благодарит их:

Спасибо, ребята, садитесь чай пить. Смотрите, а вот и Зайка-побегайка пришёл. Какая у него большая морковка! Она, наверное, вкусная, сладкая. Спасибо, Заинька, садись, и ты чай пить, мёдом угощайся.

Гости поют песню «День рождения» (муз. В. Герчик, слова Н Френкель):

Чей, чей, чей, чей,

Чей сегодня день рожденья?

Кто, кто, кто, кто,

Принимает поздравленья?

Кто получит от ребят

И игрушки, и подарки?

У кого глаза блестят,

На щеках румянец яркий?

Все, все, все, все,

Все мы Катю поздравляем!

С ней, с ней, с ней, с ней.

Веселимся и играем.

Дальше дети читают стихи. Например, А. Барто «Флажок» и дарят флажок Кате и т.д.

Воспитатель: А кто хочет рассказать Кате про кота? (потешка «Как у нашего Кота»).

Давайте подарим Кате кота, ей будет очень приятно.

Ребята, вот какой день рождения был у Кати. Теперь пора прощаться, пусть Катя отдыхает (дети прощаются с куклой Катей)

 

 «Купание куклы Кати»

Цель: Закреплять разнообразные игровые действия с куклой.

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить знание культурно-гигиенических навыков.

Развивающие:

- Учить объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть, выкупать, одеть, уложить спать.

Воспитательные:

- Воспитывать заботливые отношения и желание помочь справиться с заданиями других.

Материал и оборудование: Ванночка, мыло (кирпичик), мыльница, полотенце, ковшик (все предметы в 2-3 экземплярах), кукла Катя (у нее испачканы руки).

Предварительная работа: Дидактическая игра «Купание куклы Кати».

 

Ход игры:

Воспитатель, обращаясь к кукле, спрашивает: Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала? (А.Барто «Девочка чумазая»)

Затем говорит детям: «Моя дочка Катя испачкалась. Надо ее выкупать. Где у нас ванночка? Кто принесет воды? Какая нам нужна вода? (Теплая). Воспитатель просит одного из детей принести теплой воды в ковшике, стоящий на соседнем столе. Кто принесет мыло? Мочалку? Полотенце? (Дает поручения детям) Все готово.

А теперь давайте разденем куклу Катю. Затем воспитатель просит девочек приготовить для Кати чистую одежду. Ребята, куда надо посадить Катю? (В тазик). Вот смотрите, я посадила куклу в таз. А сейчас я буду намыливать голову мылом вот так, а теперь смою тёплой водой (воспитатель сопровождает действия чтением стихотворения).

Теплую водичку,

Льем на нашу птичку.

Ну вот мы и вымыли голову Кате, а теперь берём мочалку, намыливаем мылом и моем Кате руки и ноги. Вот какая Катя у нас стала и просит одного из детей полить на куклу из ковшика. Посмотрите, ребята, какая чистая стала наша Катя. А теперь надо вытереть её полотенцем и просит одного из детей вытереть куклу. А теперь, ребята, давайте оденем Катю и уложим спать.

Дети вместе с воспитателем поют Кате русскую народную песенку:

Баю-баю, баиньки, Зайки травку едят,

В огороде – заиньки. Кате спатеньки велят.

Воспитатель: Ребята, вот теперь наша Катя спит. А мы с вами давайте всё уберём со стола (дети помогают воспитателю).

Дата последнего обновления страницы 08.11.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»